Снижение вязкости моторных масел - ключ к уменьшению выбросов CO2
Экологические нормы для моторных масел в грузовиках становятся всё строже, что требует от производителей сокращения выбросов вредных веществ и значительного уменьшения CO2. Для достижения этих целей компании разрабатывают более эффективные двигатели, что напрямую влияет на состав моторных масел. Современные технологии снижают трение внутри двигателя, способствуя экономии топлива и уменьшению углекислого газа.
Грузовики должны соответствовать строгим стандартам Euro, регулирующим выбросы угарного газа (CO), углеводородов, оксидов азота (NOx) и мелких частиц. Текущий стандарт Euro VI предполагает снижение пределов выбросов NOx на 80% по сравнению с Euro V, а также требует, чтобы низкие выбросы сохранялись на протяжении всего срока службы транспортного средства.
Обновленная версия спецификаций ACEA будет опубликована в первой половине 2021 года. Ожидаются следующие изменения:
- ACEA E4 и E7, масла с высоким содержанием SAPS, останутся разрешенными для старых грузовиков, соответствующих стандарту Euro V и выше.
- ACEA E6 и E9 будут пересмотрены с добавлением испытаний на окисление и аэрацию, получив новые обозначения E8 и E11. Избыток воздуха в масле может нарушить стабильность смазочной пленки и способствовать окислению.
- ACEA E8 и E11 также будут иметь версии с «низкой вязкостью» — ACEA F8 и F11 для снижения расхода топлива и уменьшения выбросов CO2.
Грузовые автомобили не подлежат ограничениям по выбросам CO2 из-за разнообразия моделей с прицепами. В ЕС обсуждается цель по снижению выбросов на 3% к 2030 году по сравнению с 2021 годом, что требует снижения расхода дизельного топлива на 30% через повышение эффективности двигателей и другие меры, такие как улучшение аэродинамики и использование альтернативных видов топлива.
Новые технологии
Производители грузовиков, стремясь соответствовать ужесточающимся стандартам, улучшают свои двигатели и внедряют системы обработки, которые улавливают вредные выбросы. К типичным системам очистки относятся:
- Сажевые фильтры, минимизирующие твердые частицы.
- Системы селективного каталитического восстановления (SCR), преобразующие оксиды азота с использованием AdBlue.
- Каталитические нейтрализаторы, ускоряющие превращение токсичных веществ.
Традиционные нефтяные технологии не защищают системы очистки из-за высокого содержания серы и фосфора. Для их эффективной работы требуются масла с низким и средним содержанием SAPS. Первые такие масла появились более десяти лет назад и сегодня используются в двигателях Euro VI.
В будущем ожидается, что двигатели внутреннего сгорания уступят место гибридным и электрическим грузовикам, что станет важным шагом к достижению "нулевых выбросов".
Снижение вязкости, экономия топлива и уменьшение выбросов CO2
Сокращение выбросов CO2 достигается повышением топливной эффективности через уменьшение трения в двигателе. Для этого используются синтетические масла и добавки, снижающие трение.
Например, масло SAE 0W-20 с низкой вязкостью HTHS может обеспечить экономию топлива на 3-5% по сравнению с традиционным SAE 10W-40. Снижение вязкости уменьшает энергию, необходимую для циркуляции масла. Вязкость HTHS 3,5 cP при 150°C считается стандартом, но новые спецификации (API FA-4, ACEA F8 и F11) требуют более низкой вязкости.
Популярность масла SAE 5W-30 растет, и производители грузовиков проявляют интерес к SAE 0W-20. В будущем ожидаются требования по устойчивости к окислению и использованию альтернативных видов топлива, а также внимание к защите от износа из-за повышенного риска металлического контакта. Трансмиссионные масла также становятся тоньше, что снижает расход топлива и выбросы CO2.