Рост импортных моторных масел: анализ российского рынка
Исследование российского рынка моторных масел показывает значительное увеличение стоимостного объема, главным образом на фоне роста импорта. В последние пять лет наблюдается стабильный рост закупок зарубежной продукции, что свидетельствует о растущем спросе на импортные моторные масла.
Согласно маркетинговому исследованию «Рынок моторных масел в России: анализ развития с прогнозом 2029», импорт моторных масел по корейским поставкам увеличился на 54 миллиона долларов. В результате общий объем импорта достиг рекордных значений, и ожидается, что в ближайшее время он перейдет отметку в 1 миллиард долларов.
Структура поставщиков также претерпевает изменения, с доминированием корейских компаний, которые укрепляют свои позиции на российском рынке. Важно отметить, что эти изменения могут существенно повлиять на конкурентную среду и ценообразование в отрасли.
Динамика рынка моторных масел в России продолжает оставаться положительной, несмотря на годы ограничений. Объемы закупок продолжают расти, и потребности рынка расширяются. Формируются новые логистические схемы и налаживаются отношения с новыми поставщиками. Основными игроками на рынке остаются корейские, турецкие, белорусские, японские и немецкие компании.
Структура рынка моторных масел демонстрирует стабильность, с универсальными моторными маслами, которые остаются ключевой категорией продукции.
Среди основных тенденций можно выделить незначительные изменения в объемах внутреннего производства, рост стоимости закупок из отдельных стран, изменения в структуре поставщиков, колебания цен и изменения в региональных отгрузках. Ключевыми трендами являются значительный рост расходов на закупку моторных масел у корейских компаний, увеличение поставок от турецких поставщиков и усиление присутствия сингапурских компаний на российском рынке.
Потребительские предпочтения также изменяются: масла с вязкостью 5W-30 занимают 35% от общего объема, а масла с вязкостью 5W-40 составляют 32% от рынка. Это подчеркивает важность этих категорий для потребителей.
Toyota и Nissan остаются лидирующими автомобильными брендами в России, для которых чаще всего подбираются моторные масла, превосходя даже российские марки.
Запросы на масла для китайских автомобилей значительно ниже, чем для Toyota несмотря на то, что за последние два года доля китайских автомобилей на рынке почти удвоилась. Новые автовладельцы, имеющие действующую гарантию, предпочитают обращаться к официальным дилерам, доверяя им выбор моторного масла.
Выбор вязкости масла также зависит от климатических условий региона. В теплых климатах, таких как Северный Кавказ и Южный федеральный округ, популярны масла с вязкостью 10W-40, которые составляют более 40% от розничных продаж. В Приволжье и на Урале востребованы современные масла с вязкостью 5W-40, а для жителей Дальнего Востока предпочтительным выбором являются масла с вязкостью 0W-20.
Среди брендов наибольшей популярностью пользуется Lukoil, который занимает значительную долю на рынке. Изменения в предпочтениях потребителей и тенденции на рынке продолжают формировать конкурентную среду.
На российском рынке моторных масел наблюдается растущий интерес к продукции марок ZIC, Sintec и Rolf. В то же время продукция таких брендов, как Mobil и Shell, поступающая через параллельный импорт, сталкивается со снижением спроса. Хотя на рынке представлено множество марок, большинство из них занимает незначительную долю продаж.
Поставки известных европейских брендов были прекращены, и среди оставшихся корейских марок выделяются ZIC и KIXX. Lukoil активно продвигает марку Teboil, Total производит масла Lemarc, а бренд Rolf демонстрирует успешное развитие. PR-специалисты отмечают улучшение качества продукции крупных российских компаний, таких как Лукойл, Газпромнефть, G-Energy, Танеко, Роснефть и Sintec Lubricants. Производители определились с составом присадок и оптимальными рецептурами, что позволяет их маслам не уступать зарубежным аналогам. В качестве присадок используются как китайские компоненты, так и продукты, поступающие через параллельный импорт от известных западных производителей.
Основной проблемой для российских брендов остается трудность в получении или продлении спецификаций API и ACEA, а также официальных одобрений от автопроизводителей из-за торговых барьеров. В связи с этим многие производители указывают на упаковке соответствие этим стандартам в виде надписи «соответствует требованиям».