Перегрев и недогрев моторного масла - угроза для двигателя
Даже кратковременное воздействие перегрева на моторное масло существенно сокращает его срок службы
При перегреве мотора происходит активное окисление добавок в моторном масле, что значительно ухудшает его эксплуатационные характеристики. Представьте себе ситуацию: в жаркий летний день тягач с полуприцепом, полным грузом, поднимается в гору в течение 30 минут. За это время температура охлаждающей жидкости достигает 100 градусов Цельсия, что на 10 градусов выше нормальной рабочей температуры двигателя. Несмотря на то, что система охлаждения наполнена жидкостью с температурой кипения 110-115 градусов, кипения не наблюдается, однако двигатель работает в условиях перегрева.
Теперь рассмотрим, как масла одной категории качества и вязкости, например 10W-40, реагируют на перегрев. Минеральные, полусинтетические и полностью синтетические масла по-разному реагируют на температуру, что следует учитывать при выборе смазки для двигателя.
Всего за полчаса работы в перегретом масле, температура которого поднялась на 10 градусов, образуются жирные кислоты и нагар, что негативно сказывается на добавках и основных компонентах масла. Поэтому даже единичный перегрев может существенно снизить долговечность двигателя.
Масло на основе полной синтетики обеспечивает наилучшую защиту от перегрева. Его индекс вязкости при изменении температуры колеблется значительно меньше, чем у минеральных или полусинтетических масел. Это свидетельствует о том, что вязкость синтетического масла остается стабильной при перегреве, что крайне важно для дизельных двигателей с изношенными компонентами.
При износе деталей, таких как подшипники коленчатого вала, увеличиваются зазоры. В условиях высокой температуры разжиженное масло, даже при нормальном функционировании масляного насоса, не сможет обеспечить надежный масляный клин для работы вала. Поэтому вязкость масла должна оставаться высокой даже при повышенных температурах. Кроме того, базовое синтетическое масло демонстрирует хорошую устойчивость к окислению, что снижает риск старения и разрушения.
Синтетические масла обладают значительными преимуществами, включая выдающиеся моющие и диспергирующие свойства. Эти характеристики помогают удерживать загрязнения в суспензии, предотвращая их осаждение в двигателе, и гарантируют, что небольшие остатки не оказывают негативного воздействия на свежее масло. Полное синтетическое масло сохраняет свои свойства при температуре до 100 градусов, что снижает необходимость частой замены.
В отличие от синтетических, масла на основе минеральных и полусинтетических компонентов демонстрируют значительно меньшую устойчивость при высоких температурах. Например, в минеральном масле процессы окисления становятся лавинообразными и необратимыми при температуре 100 градусов Цельсия. Всего за полчаса ресурсы такого масла сокращаются на 10%, и в системе смазки образуются различные высокотемпературные отложения. Поэтому, если двигатель долго работает на минеральном масле при перегреве, его необходимо заменить как можно скорее. Важно учитывать, что в зависимости от состояния двигателя и чистоты системы смазки ресурс нового масла может уменьшиться более чем на 25-30%. Если система охлаждения не поддерживает стабильную температуру, использование минерального масла крайне нежелательно.
Что касается полусинтетических масел, их реакция на перегрев затруднена для прогнозирования из-за различных интерпретаций понятия "полусинтетика" производителями. Это может быть смесь минерального и синтетического масел или глубоко очищенное минеральное масло, например, гидрокрекингом. В зависимости от этих факторов стойкость полусинтетического масла может варьироваться от близкой к синтетической до аналогичной минеральной. Поэтому делать четкие выводы сложно, но можно предположить, что за полчаса работы при 100 градусах полусинтетическое масло потеряет около 5% ресурса.
Итак, можно сделать следующие выводы о работе моторного масла при 100 градусах Цельсия в течение 30 минут:
- Полностью синтетическое масло – изменений не наблюдается.
- Полусинтетическое масло – ресурс сокращается на 5%.
- Минеральное масло – ресурс уменьшается на 10%.
Теперь рассмотрим еще одну проблему — недостаточный прогрев двигателя, когда его температура опускается ниже 90 градусов Цельсия. Не имеет значения, используется ли минеральное, полусинтетическое или синтетическое масло; при значительно низких температурах не возникает серьезных негативных эффектов. Разработчики двигателей и производители масел учитывают ситуации холодного старта и длительного прогрева.
Тем не менее, чем ниже температура масла по сравнению с оптимальными 90-95 градусами, тем больше теряется топливо и увеличивается внутреннее трение. Кроме того, это приводит к неэффективности при образовании топливной смеси и сгорании в камере. В результате может происходить смешивание масла с картерными газами, что включает окислители, такие как несгоревшее дизельное топливо.
Чтобы понять, насколько может сократиться срок службы масла, необходимы лабораторные исследования, так как на окисление присадок существенно влияет содержание серы в топливе. При использовании дизеля стандартов Евро-4 температура 75 градусов Цельсия становится критической для начала ускоренного окислительного процесса в масле. Учет этого фактора важен для продления жизненного цикла масла и обеспечения оптимальной работы двигателя.