Основные характеристики моторных масел для автомобилей
Существует несколько классификаций масел, основанных на их вязкостно-температурных характеристиках и эксплуатационных свойствах, которые подразумевают как назначение, так и качество. В настоящее время единственной международной признанной системой классификации моторных масел по вязкости является спецификация SAE.
Что касается классификации масел по качеству и назначению, то на сегодняшний день существует несколько параллельных систем: API, ACEA, JASO, ILSAC и ГОСТ (для стран СНГ). Кроме того, помимо общепринятых классификаций, Министерство обороны США (MIL) и крупные производители автомобилей и оборудования (OEM) устанавливают свои дополнительные требования (спецификации) к качеству масел.
Классификация масел по SAE
SAE (Общество автомобильных инженеров), основанное в 1911 году, стало первой организацией, разработавшей систематику классификации смазочных масел по их вязкости. Стандарт SAE J 300 описывает уровень вязкости различных смазочных материалов. В рамках SAE J-300 выделяют 6 категорий зимних и 5 категорий летних моторных масел. Зимние масла обозначаются как SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, в то время как летние классы — SAE 20, 30, 40, 50 и 60.
Например, SAE 40 относится к летним маслам, и чем выше это число, тем лучше масло сохраняет свою вязкость при нагреве. При городском вождении или спортивном стиле, а также в условиях высоких температур, двигатель испытывает серьёзные тепловые нагрузки. Важно использовать масло, которое будет эффективно защищать двигатель, сохраняя при этом вязкость. При холодном двигателе масло может сгущаться, поэтому необходимо, чтобы оно оставалось текучим даже при низких температурах, обеспечивая защиту деталей двигателя и легкий запуск. Холодная вязкость обозначается как "зимняя степень вязкости" в стандартах SAE.
Например, обозначение S.A.E.10W указывает на уровень зимней вязкости. После этого значения всегда следует буква "W" (от английского "winter", что переводится как "зима"). Чем меньше это число, тем лучше масло сохраняет свою текучесть при низких температурах или при запуске двигателя.
Моно сезонные масла применяются в ситуациях, когда рабочие температуры не сильно варьируются (либо для выполнения конкретных задач).
Всесезонные масла имеют обозначение, которое указывает как зимнюю, так и летнюю вязкость. Например, S.A.E. 10W 40, где: 10W представляет собой зимнюю вязкость, а 40 — летнюю вязкость. Всесезонное масло менее чувствительно к изменениям температур.
Классификация масел API
Система классификации масел API была создана в 1947 году Американским Институтом Нефти (American Petroleum Institute).
Стандарты рабочих характеристик API обозначаются сокращениями, такими как API SJ и API CE. Первая буква указывает на тип двигателя (S — бензиновый, C — дизельный), а вторая буква отражает уровень характеристик: чем выше буква в алфавите, тем ниже его уровень. Стандарт SL представляет собой самый современный норм для бензиновых двигателей, в то время как CF — это последний стандарт для легких дизельных автомобилей. Классификации CD-II и CF-2 предназначены для 2-тактных дизельных моторов, а диапазон от CF-4 до CH-4 включает стандарты для тяжелых дизельных двигателей.
Для соответствия уровням характеристик API моторные масла должны пройти четыре испытания, в которых оцениваются: повышение температуры масла в рабочем двигателе, продление интервала замены масла, усилия для достижения показателей двигателя, требования по охране окружающей среды, а также для ряда масел — снижение расхода топлива за счет низкой вязкости (категория энергосбережения).
Классификация масел ACEA была утверждена в 1991 году Ассоциацией Европейских Производителей Автомобилей (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles) и пришла на смену системе CCMC, действовавшей с 1972 года.
Эта классификация установила единые требования к моторным маслам, выдвинутые ведущими автомобильными производителями Европы, такими как BMW, Volkswagen, Daimler-Chrysler, MAN, Porsche, Volvo и другие.
Стандарты ACEA подразделяются на три группы:
A — для бензиновых моторов;
B — для дизельных двигателей легковых автомобилей;
E — для дизельных двигателей грузовиков.
В каждой из указанных групп имеются определенные уровни, отражающие рабочие характеристики масел. Эти уровни обозначаются порядковыми номерами (1, 2, 3 и т.д.) и сопровождены двумя цифрами, указывающими год выпуска самой последней версии стандарта.
Стандарты ILSAC
Японская ассоциация автопроизводителей (JAMA), вместе с представителями компаний «Даймлер-Крайслер», «Форд» и «Дженерал Моторс» (AAMA), создали организацию, известную как «Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов» (ILSAC).
Этот комитет разрабатывает стандарты качества моторных масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей, такие как ILSAC — GF 1, ILSAC — GF 2 и ILSAC — GF 3.
Одобрение автопроизводителей
Автомобильные компании могут предъявлять более строгие требования к маслам. Не дожидаясь обновлений международных стандартов, они внедряют свои собственные методы тестирования.
После оценки эффективности, самые качественные масла получают «одобрения» от конкретных производителей. Эти одобрения относятся к легковым автомобилям таких марок, как Mercedes-Benz, Renault, Peugeot, Volkswagen, Citroen, Ford, Fiat, Porsche, BMW и других. Для грузовых автомобилей одобрения предоставляют MAN, MB, Volvo, RVI и другим производителям.