Эффективная переработка отработанного машинного масла: экологические и экономические аспекты
В России каждый год образуется свыше 1 миллиона тонн отработанного моторного масла
Согласно экологической отчетности Росприроднадзора, лишь около 500 тысяч тонн из этого объема перерабатывается легально и официально. Менее 5% отработанного масла проходит глубокую переработку. В данной статье мы рассмотрим, как осуществляется переработка отработанного масла, где можно найти сырье для этого процесса и кому можно реализовать конечный продукт.
Отработанное моторное масло представляет собой нефтепродукт, который образуется в результате работы двигателя автомобиля. К сожалению, многие недобросовестные автовладельцы и компании не заботятся о правильной утилизации отработанного масла, часто сбрасывая его в канализацию или на землю. Такая безответственность приводит к серьезным последствиям:
- Попадание масла в водоем создает токсичную пленку на поверхности, что приводит к отравлению и гибели водных обитателей.
- При попадании в почву она становится отравленной и непригодной для использования.
- Слив масла в канализацию наносит ущерб сантехническим системам и загрязняет водные ресурсы.
Методы переработки моторного масла
Основная цель переработки моторного масла заключается в его очистке от различных примесей. В некоторых случаях достаточно использовать простую фильтрацию, однако, если загрязнения сохраняются, применяются более сложные технологии. Для повторного использования отработанного масла необходимо провести дегидратацию, убрать механические осадки и удалить оставшиеся микрочастицы.
1. Термический крекинг
Термический крекинг — это процесс переработки, основанный на высоких температурах, который позволяет извлечь из масла воду и бензин. Вначале осуществляется отстаивание, в рамках которого отделяется вода. Затем смесь помещается в крекинг-котел, где поддается термической обработке. В ходе нагревания жидкость разделяется на фракции. Пар собирается в конденсат, а жидкая тяжелая фракция обрабатывается антиоксидантом, что делает её пригодной для дальнейшего использования.
2. Фильтрация
Фильтрация представляет собой метод очистки, при котором масло проходит через сетчатый фильтр для удаления твердых частиц и смолы. Более эффективным является метод двойной фильтрации: сначала масло проходит через фильтр грубой очистки, а затем — через фильтр для тонкой очистки. Фильтры могут быть выполнены из бумаги, ткани, пластика или металла. После фильтрации масло становится достаточно чистым для дальнейшего применения.
3. Химический метод
Химический метод переработки основывается на применении химических реагентов, которые взаимодействуют с маслянистой средой и способствуют удалению загрязнений. К числу таких реагентов относятся:
• Щелочь
• Серная кислота (H₂SO₄)
• Гидриды и карбиды металлов
Эти реагенты эффективно очищают масло, разрушая загрязнения и тем самым повышая качество конечного продукта.
4. Физико-химический метод
Физико-химический метод включает в себя несколько распространенных способов очистки:
1. Этот метод основывается на использовании натуральных веществ, таких как глина, которые способны удерживать загрязнения на своей поверхности. Отработанное масло может проходить через адсорбенты для фильтрации или смешиваться с движущейся адсорбирующей смесью, что требует специального оборудования.
2. Коагуляция представляет собой метод, в котором химические реагенты способствуют объединению мелких частиц, содержащихся в масле, в более крупные агрегаты. Коагулянты добавляются в отработанное масло на полчаса, после чего можно удалить образовавшиеся загрязнения из жидкости.
3. Ионообменное очищение используется для удаления кислотных загрязнений из смазочных материалов с помощью ионитов. Эти вещества эффективно удерживают загрязнители, однако не способны справляться с смолистыми примесями.
Оборудование для переработки
Специализированное оборудование для переработки моторного масла варьируется в зависимости от выбранного метода. Малые предприятия чаще всего используют мини-установки для крекинга. Это оборудование отличается приемлемой ценой, компактностью и простотой в эксплуатации. Средняя стоимость таких установок составляет около 2 миллионов рублей.
Крупные компании, в свою очередь, используют более сложные специализированные системы для химической переработки. Эти установки требуют регулярного технического контроля, а также строгого соблюдения правил эксплуатации и температурного режима.
Переработка отработанного масла в топливо
Отработанное масло можно преобразовать в дизельное топливо с использованием специализированного оборудования. Процесс начинается с очистки масла от воды и механических загрязнителей. Затем оно подвергается выпариванию, перегонке и дополнительным методам очистки, таким как адсорбция или коагуляция. После этого получается базовое масло, которое с добавлением присадок превращается в товарное.
В процессе переработки отработанное масло очищается от воды, кислот и других примесей. Для этого используются стенды центробежной очистки жидкостей, которые эффективно удаляют загрязнения из дизельного топлива и керосина. Более подробную информацию о комплектации и функционировании установок можно найти на сайте PROстанки.
Покупка и сбыт сырья
Отработанное моторное масло имеется практически у каждого водителя, и многие готовы отдать его вам за небольшое вознаграждение. Для этого достаточно продвигать свою компанию. Кроме того, можно заключить соглашения с владельцами автопарков для регулярных поставок сырья.
Если вы производите качественное топливо, находить покупателей будет несложно. Важно также наладить контакты с потенциальными потребителями дизельного топлива, такими как автобусные парки, владельцы сельскохозяйственной техники и водители грузового транспорта.
Применение отработанного масла без переработки
1. Отработанное масло можно использовать в домашних условиях, но важно соблюдать меры пожарной безопасности.
2. Обработка металла против ржавчины. Отработанное масло обладает антикоррозийными свойствами и может эффективно применяться для обработки металлических поверхностей. Его можно использовать для смазки водопроводных труб или дна автомобиля.
3. Обработка древесины. Деревянные конструкции можно защитить от гниения с помощью отработанного моторного масла. Наносить жидкость лучше в жаркую погоду, чтобы обеспечить быстрое высыхание. После нанесения масло создает защитную пленку, препятствующую проникновению воды в щели.
4. В качестве топлива. Печные дрова можно обработать маслом и оставить на несколько дней. После этого их можно использовать в домашней печи. Такие дрова горят лучше и выделяют больше тепла.
По отзывам предпринимателей, занимающихся переработкой отработанного моторного масла в топливо, срок окупаемости небольшого бизнеса составляет примерно полтора года.